Главная » 2014 » Январь » 13 » Изменения в статью 15.11 КоАП РФ: административная ответственность за занижение налогов из-за искажения данных бухгалтерского учета
22:10
Изменения в статью 15.11 КоАП РФ: административная ответственность за занижение налогов из-за искажения данных бухгалтерского учета
 Порядок применения статьи 15.11 КоАП РФ и недавно вступившие в силу изменения в нее свидетельствуют о необоснованном привлечении к административной ответственности за нарушение требований НК РФ
С 1 ноября 2013 г. вступила в силу новая редакция примечания к статье 15.11 КоАП РФ1. Устанавливается административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов.
  Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть должностное лицо организации, на которого руководитель возложил ведение учета, например главный бухгалтер, либо сам руководитель организации, если обязанность по ведению учета он ни на кого не возложил3 или если заключил договор об оказании соответствующих услуг.
  Дела о правонарушениях, административная ответственность за которые предусмотрена статьей 15.11 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обычно в ходе налоговой проверки выявляют факты правонарушений и составляют протоколы о них (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса).
  Согласно новой редакции административная ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. наступает за следующие правонарушения:
 -занижение суммы начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
 -искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
  Эти нарушения признаются «грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности».
  Кроме того, в соответствии с рассматриваемой статьей административная ответственность также наступает за грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.
  Занижение суммы начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета
  Формулировка события нарушения изменена по сравнению с прежней редакцией. За период с 1 ноября 2013 г. не успела сложиться практика применения этой нормы. На наш взгляд, объективная сторона указанного нарушения заключается в искажении данных бухгалтерского учета. Дополнительный и обязательный признак – «грубое» – появляется, если нарушение правил ведения бухгалтерского учета привело к занижению суммы начисленных налогов и сборов на 10% и более. Это возможно, только когда аналитические регистры налогового учета основаны на регистрах бухгалтерского учета, представляя собой их интерпретацию для целей налогообложения.
  В делах этой категории важно доказать, что занижение налога или сбора не было вызвано искажением именно бухгалтерского учета. Например, когда данные искажены только в отчетности, а в учетных регистрах указаны верно или если основанием для их включения в отчетность служат регистры налогового, а не бухгалтерского учета (в частности, книги покупок и продаж) и ошибка допущена именно в них.

Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%

  Формулировка события нарушения по сравнению с прежней не изменилась. Это нарушение обычно выявляется во время налоговых проверок. Однако оно не связано с налогами и сборами: искажение бухгалтерской отчетности может быть, например, результатом искажения данных бухгалтерского учета. А искажение как отчетности, так и данных бухгалтерского учета не обязательно приводит к занижению исчисленных налогов и сборов. Поэтому названное нарушение отделено от предыдущего.
  При этом привлечение к административной ответственности может стать результатом искажения статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности как в меньшую, так и в большую сторону по любой причине, в частности из-за технической ошибки.
  Размер искажения, равный 10% и более, отделяет «грубое» нарушение от «негрубого», за которое административная ответственность не наступает.

Грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов
  Формулировка события нарушения по сравнению с прежней не изменилась. Дополнительным и обязательным признаком этого нарушения также является признание его грубым. Статья 15.11 КоАП РФ не определяет, что считать грубым нарушением порядка и сроков хранения учетных документов. Складывающаяся практика ее применения не выработала критериев «грубости» и свидетельствует о том, что указанный признак не определяющий: к ответственности привлекают в случае нарушения порядка и сроков хранения, вопрос о том, грубое это нарушение или нет, не исследуется судами.
   Порядок хранения определен в Законе № 402-ФЗ (п. 3 ст. 29): должны быть обеспечены безопасные условия хранения документов и их защита от изменений. Что такое учетные документы и каков срок их хранения?
   Закон № 402-ФЗ определяет два понятия – «первичные учетные документы» и «документы бухгалтерского учета».
   Известная нам практика в целях применения статьи 15.11 КоАП РФ признает учетными документами все перечисленные документы, регистры и отчеты.
  Сроки хранения документов устанавливаются согласно правилам организации государственного архивного дела, но не могут составлять менее пяти лет после отчетного года. Минкультуры России для хранения первичных учетных документов, регистров и квартальной отчетности определило пятилетний срок при условии проведения проверки (ревизии), для годовой и сводной отчетности – постоянно. Как нам представляется, этот срок начинает отсчитываться с момента составления документа.
   Одновременно в статье 313 НК РФ первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы названы подтверждением данных налогового учета.
   Установленный НК РФ срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, составляет четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23). По нашему мнению, этот срок начинает отсчитываться не с момента составления документа, а с окончания того налогового периода, в котором доход, расход, объект, оформленный этим документом, был учтен при определении налоговой базы.
   Вместе с тем, полагаем, статья 15.11 КоАП РФ не должна применяться в случае нарушения сроков, установленных НК РФ, так как предусматривает ответственность за «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности».

Оценка неоднократности нарушения

  Административное наказание по статье 15.11. КоАП РФ должно быть назначено за занижение суммы каждого налога за каждый налоговый период, за искажение каждой строки формы бухгалтерской отчетности. Известная нам практика свидетельствует о том, что штраф за нарушение порядка и срока хранения учетных документов назначается не исходя из каждого учетного документа, факт нарушения порядка и срока хранения которого установлен, а если выявляются события нескольких однородных правонарушений – за сам факт их обнаружения, свидетельствующий о нарушении порядка хранения документов в целом.

Срок давности привлечения к административной ответственности и порядок его применения

   Каков срок давности привлечения к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ и с какого момента он исчисляется?

  Для нарушений законодательства о налогах и сборах КоАП РФ предусматривает удлиненный срок давности привлечения к ответственности в течение одного года, для нарушений законодательства о бухгалтерском учете – нет (п. 1 ст. 4.5).
  Нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности – это нарушения законодательства о бухучете, а не законодательства о налогах и сборах. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности за них должен составлять три месяца, так как подобные дела отнесены к подведомственности мировых судей.
  Однако нам неизвестна практика, где суды считали бы правонарушения, предусмотренные статьей 15.11 КоАП РФ, нарушением законодательства о бухучете. Обычно к таким нарушениям применяется срок давности, равный одному году.
    И если нарушение правил ведения бухгалтерского учета, которое привело к занижению суммы начисленных налогов и сборов, с большой натяжкой можно признать нарушением законодательства о налогах и сборах, то искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности и грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов – исключительно нарушения законодательства о бухучете.
   Срок давности начинает исчисляться с момента совершения правонарушения, если нарушение недлящееся, или с момента его обнаружения, если нарушение является длящимся.
    Нарушение правил ведения бухгалтерского учета, повлекшее занижение суммы налога или искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности, не является длящимся, поскольку нарушение совершается именно в момент представления налоговой отчетности и в момент утверждения бухгалтерской отчетности.
    Несоблюдение порядка и сроков хранения документов также не относится к длящимся правонарушениям, так как в законодательстве предусмотрен срок хранения документов бухгалтерского учета, а невыполнение срочных обязанностей не является длящимся правонарушением и считается совершенным в момент уничтожения документов.

Освобождение от административной ответственности

  Часть 2 примечания к статье 15.11 КоАП РФ определяет случаи, когда должностное лицо освобождается от административной ответственности , это: 

-представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации;  
-исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 
Ранее такие случаи в указанной норме КоАП РФ не определялись.

  С учетом требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ обе части примечания: первая – как запрещающая штрафовать за завышение налогов (когда искажение достигает 10%), вторая – как определяющая случаи освобождения от административной ответственности, имеют обратную силу в качестве норм, отменяющих ранее установленную административную ответственность, и должны быть применены к лицам, которые совершили правонарушения до 1 ноября 2013 г. и в отношении которых постановления о назначении административных наказаний не исполнены.
  Параллельное применение норм КоАП РФ и НК РФ недопустимо, так как их диспозиции сформулированы по-разному
Источник: журнал "Налоговед"
Просмотров: 5183 | Добавил: Консультант | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: