22:10 Изменения в статью 15.11 КоАП РФ: административная ответственность за занижение налогов из-за искажения данных бухгалтерского учета | |
Порядок применения статьи 15.11 КоАП РФ и недавно вступившие в силу изменения в нее свидетельствуют о необоснованном привлечении к административной ответственности за нарушение требований НК РФ С 1 ноября 2013 г. вступила в силу новая редакция примечания к статье 15.11 КоАП РФ1. Устанавливается административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть должностное лицо организации, на которого руководитель возложил ведение учета, например главный бухгалтер, либо сам руководитель организации, если обязанность по ведению учета он ни на кого не возложил3 или если заключил договор об оказании соответствующих услуг. Дела о правонарушениях, административная ответственность за которые предусмотрена статьей 15.11 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обычно в ходе налоговой проверки выявляют факты правонарушений и составляют протоколы о них (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса). Согласно новой редакции административная ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. наступает за следующие правонарушения: -занижение суммы начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета; -искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Эти нарушения признаются «грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности». Кроме того, в соответствии с рассматриваемой статьей административная ответственность также наступает за грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов. Занижение суммы начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета Формулировка события нарушения изменена по сравнению с прежней редакцией. За период с 1 ноября 2013 г. не успела сложиться практика применения этой нормы. На наш взгляд, объективная сторона указанного нарушения заключается в искажении данных бухгалтерского учета. Дополнительный и обязательный признак – «грубое» – появляется, если нарушение правил ведения бухгалтерского учета привело к занижению суммы начисленных налогов и сборов на 10% и более. Это возможно, только когда аналитические регистры налогового учета основаны на регистрах бухгалтерского учета, представляя собой их интерпретацию для целей налогообложения. В делах этой категории важно доказать, что занижение налога или сбора не было вызвано искажением именно бухгалтерского учета. Например, когда данные искажены только в отчетности, а в учетных регистрах указаны верно или если основанием для их включения в отчетность служат регистры налогового, а не бухгалтерского учета (в частности, книги покупок и продаж) и ошибка допущена именно в них. Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% Формулировка события нарушения по сравнению с прежней не изменилась. Это нарушение обычно выявляется во время налоговых проверок. Однако оно не связано с налогами и сборами: искажение бухгалтерской отчетности может быть, например, результатом искажения данных бухгалтерского учета. А искажение как отчетности, так и данных бухгалтерского учета не обязательно приводит к занижению исчисленных налогов и сборов. Поэтому названное нарушение отделено от предыдущего. Каков срок давности привлечения к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ и с какого момента он исчисляется? Для нарушений законодательства о налогах и сборах КоАП РФ предусматривает удлиненный срок давности привлечения к ответственности в течение одного года, для нарушений законодательства о бухгалтерском учете – нет (п. 1 ст. 4.5). Нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности – это нарушения законодательства о бухучете, а не законодательства о налогах и сборах. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности за них должен составлять три месяца, так как подобные дела отнесены к подведомственности мировых судей. Однако нам неизвестна практика, где суды считали бы правонарушения, предусмотренные статьей 15.11 КоАП РФ, нарушением законодательства о бухучете. Обычно к таким нарушениям применяется срок давности, равный одному году. И если нарушение правил ведения бухгалтерского учета, которое привело к занижению суммы начисленных налогов и сборов, с большой натяжкой можно признать нарушением законодательства о налогах и сборах, то искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности и грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов – исключительно нарушения законодательства о бухучете. Срок давности начинает исчисляться с момента совершения правонарушения, если нарушение недлящееся, или с момента его обнаружения, если нарушение является длящимся. Нарушение правил ведения бухгалтерского учета, повлекшее занижение суммы налога или искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности, не является длящимся, поскольку нарушение совершается именно в момент представления налоговой отчетности и в момент утверждения бухгалтерской отчетности. Несоблюдение порядка и сроков хранения документов также не относится к длящимся правонарушениям, так как в законодательстве предусмотрен срок хранения документов бухгалтерского учета, а невыполнение срочных обязанностей не является длящимся правонарушением и считается совершенным в момент уничтожения документов. Освобождение от административной ответственности Часть 2 примечания к статье 15.11 КоАП РФ определяет случаи, когда должностное лицо освобождается от административной ответственности , это: -представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации; С учетом требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ обе части примечания: первая – как запрещающая штрафовать за завышение налогов (когда искажение достигает 10%), вторая – как определяющая случаи освобождения от административной ответственности, имеют обратную силу в качестве норм, отменяющих ранее установленную административную ответственность, и должны быть применены к лицам, которые совершили правонарушения до 1 ноября 2013 г. и в отношении которых постановления о назначении административных наказаний не исполнены.
Параллельное применение норм КоАП РФ и НК РФ недопустимо, так как их диспозиции сформулированы по-разному Источник: журнал "Налоговед" | |
|
Всего комментариев: 0 | |